alexey podkidyshev studio

новости
32_tsereteli.jpg

Зураб Церетели. Солнечный сад

Апрель 2024

Большая персональная выставка Зураба Константиновича Церетели, одного из крупнейших мастеров российского искусства XX-XXI вв., народного художника СССР и РФ, Президента Российской академии художеств, приурочена к празднованию его 90-летнего юбилея. Экспозиция подготовлена командой Московского музея современного искусства и занимает два этажах здания на Петровке, 25. Именно здесь четверть века назад был открыт музей, основателем и директором которого выступил художник. По ходу выставочного маршрута «хронологическим пунктиром» отмечены основные этапы и яркие эпизоды уникальной, чрезвычайно плодотворной профессиональной биографии Церетели, охватывающей длительный и насыщенный событиями период с середины 1950-х гг. вплоть до настоящего времени. Среди них такие вехи как обучение на факультете живописи в Тбилисской академии художеств (окончил в 1958-м) и изучение недавним выпускником наследия родной земли в качестве художника Института истории, археологии и этнографии АН Грузинской ССР; судьбоносные встречи с Пикассо и Шагалом в Париже в 1960-е и работа главным художником МИДа в посольствах СССР в Японии, Бразилии, Португалии, Сирии и других странах; преподавательская деятельность в США в конце 1970-х и оформление летней Олимпиады-80
в Москве; создание важнейших, символически-значимых для современной России монументальных ансамблей и градостроительных проектов в 1990-2010-х и установка престижных скульптурных памятников по всему миру; наконец, успешное руководство Российской академией художеств более двадцати пяти лет.


В созвучии с центральной для Церетели идеей синтеза искусств экспозиция включает произведения в широком диапазоне материалов и техник – от живописи и графики до круглой и рельефной скульптуры, от эмалей и витражей до гобеленов и мозаик. Показаны редкие произведения ученического периода, созданные во многом под влиянием педагогов, связавших молодого художника с традициями дореволюционной классической школы Петербурга, и ранние живописные работы, которые отмечены активными поисками собственного «голоса» в искусстве. А также практически неизвестные сегодняшнему зрителю работы 1960-1980-х гг., когда Церетели становится одним из главных представителей советского монументального модернизма, автором зрелищных декоративных композиций, украсивших курорты Черноморского побережья и общественные сооружения в различных городах СССР. И, конечно, выставка демонстрирует основные станковые серии новейшего этапа творческого пути художника, отмеченного масштабом, технической сложностью и визионерским духом. В эти годы Церетели в полной мере воплотил образ универсального художника, свободно преодолевающего границы техник, жанров и стилевых направлений. Уверенно работая с большими концепциями, он будто бы управляет чистой стихией искусства.


Стиль произведений Церетели органично трансформировался с течением десятилетий: менялись фактуры, композиционные принципы и колористические аранжировки, предпочтения классического или же обобщенно-условного, фантазийного изобразительного языка. Константной, однако, оставалась его преданность живописи и рисунку как первоочередным видам искусства, позволяющим оттачивать визуальные идеи и концентрировать на поверхности саму энергию формообразования. Представленные на выставке картины и графические композиции, в том числе совсем недавние, служат для Церетели ежедневным творческим экзерсисом. Они демонстрируют неиссякаемую вариативность образов и впечатлений, складываясь в многолетние циклы. Цветы и плоды, свечи и игрушки, инструменты художника и повседневные предметы, собаки, попугаи, рыбы и другие животные, городские и сельские типажи, портреты близких и друзей, мужчин и женщин, наконец, дорогой его сердцу «Бродяга» Чарли Чаплина – погружаясь в этот личный, красочный жизненный универсум Церетели, зритель сможет проследить эволюцию его авторского почерка, почувствовать пульсацию пластического мышления художника.


Остановками на пути мыслятся специальные разделы экспозиции. Мифологические, христианские и исторические сюжеты, важные для понимания творческой философии Церетели, раскрыты в трех особых залах, которые сфокусированы на значимых, сквозных для художника персонажах-героях. Это Прометей, Святой Георгий и Петр I. Другими специальными пространствами являются графический и скульптурный кабинеты, библиотека и мастерская-амфитеатр, где в жанре сменной «выставки одной работы» будут демонстрироваться самые новые, только что написанные живописные полотна мастера, а также фотографическая галерея его избранных общественных монументов с конца 1960-х до сегодняшнего дня – как в России, так и за рубежом. Экспозицию дополняют архивные фотографии и редкие документальные фильмы. Все работы, показанные на выставке, происходят из собрания автора в Москве и Тбилиси.

 

Ключом к прочтению экспозиции стал образ солнечного сада. Этот поэтический и визуальный архетип можно без преувеличения считать определяющим для Церетели. Солярные
и космогонические символы, мотивы цветения, изобилия флоры и фауны, знаки небесных светил на протяжении многих лет мигрируют из картины в картину, находя воплощение, например, в бесчисленных цветочных натюрмортах с излюбленными подсолнухами. Они также проявляются во всем разнообразии медиа, не только в станковых работах, но в больших общественных ансамблях. На метафорическом уровне фигуру художника Церетели понимает как садовника, способного культивировать и преображать социальную реальность во всей ее сложности. «Солнечный сад» Зураба Церетели призван открыть зрителю мощное мифопоэтическое пространство его произведений – пространство красоты и витальности, где природное и человеческое, архаическое и современное, созерцательное и деятельное пребывают в гармоническом, созидательном единстве.
 

Архитектура

Алексей Подкидышев

Куратор

Андрей Егоров, Анна Арутюнян

Графический дизайн

Елена Погодина

Застройка

Камиль Жеракулов, Андрей Вовченко

32_tsereteli.jpg