alexey podkidyshev studio
Эдуард Штейнберг
Третьяковская галерея
2022 год
Один из ярчайших представителей послевоенного авангарда, Эдуард Штейнберг (1937–2012) горячо любим отечественными музеями: в 2004-м его большая ретроспектива проходила в Русском музее и в той же Третьяковке; в 2017-м, в честь 80-летия, художника показал Московский музей современного искусства («Если в колодце живет вода...»). По поводу Штейнберга в арт-сообществе наблюдается абсолютный консенсус: он самый, пожалуй, поэтичный, метафизичный, духовный, экзистенциальный русский абстракционист XX века.
Если попытаться кратко сформулировать художественные открытия Штейнберга, то это такой постсупрематизм, из которого выпарена вся энергия разрушения старого мира и созидания мира нового и оставлена только духовная сущность, иррациональная и хрупкая. Никаких тебе полетов в космос, какими грезил Казимир Малевич, никаких «Клином красным бей белых», как предлагал Эль Лисицкий, никакой практичной напористости. У Штейнберга чистая медитация: тонкие линии, нередко пастельные тона или даже бездонные белые полотна, алогичные композиции, баланс пластических масс, который удерживается в равновесии буквально на последней точке.
На выставке в Третьяковской галерее показано 57 живописных и графических произведений из семи музеев. Помимо Третьяковки, это Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей, Калужский музей изобразительных искусств. Зритель проследит все этапы и смены вех, которые прошел мастер на протяжении почти полувека. В юности он пытался адаптировать идеи импрессионистов, Винсента ван Гога и Поля Сезанна. С конца 1960-х увлекся натюрмортом. Камни, раковины, птицы — предметы «мертвой натуры» выступают в его работах «символами безвременья и опустошенности». На рубеже 1960–1970-х годов Штейнберг начал дрейфовать в сторону геометрической абстракции, причем геометрические фигуры трактовались им с точки зрения христианской символики.
Сложным образом эхо русского символизма сплавилось в его творчестве с формальными приемами иконописи и образным строем русского авангарда. И в этом смысле творчество Штейнберга — концентрат экзистенциальных вопросов, волновавших интеллектуалов в брежневском СССР
Проект временной выставки
Размер
400 кв.м.
Архитектура
Алексей Подкидышев
Экспозиция
Нина Глебовна Дивова
Куратор
Мария Бодрова
Графический дизайн
Илья Гранин
Фотография
Юлия Захарова